Тематическая проверка "Актуальные проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в 2010-2011 учебном году" (Приказ, итоги, справка)


Приказ МОиН Челябинской области  от 10 августа 2012 года № 01-2205 "Об утверждении областного базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов Челябинской области  на 2012-2013 учебный год


Контроль образовательных учреждений по вопросу "Актуальные проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в 2012-2013 учебном году" (Приказ, справка, итоги)








ГУБЕРНАТОР ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 сентября 2007 г. N 309

 

О воспитании и обучении детей-инвалидов

 

(в ред. Постановления Губернатора Челябинской области

от 21.05.2009 N 129)

 

В целях реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

ПОСТАНОВЛЯЮ:

 

1. Установить, что воспитание и обучение детей-инвалидов на дому, в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, а также компенсация затрат родителей на воспитание и обучение детей-инвалидов являются расходными обязательствами Челябинской области.

 

2. Утвердить прилагаемые:

1) Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому по общеобразовательным программам дошкольного образования;

2) Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому по общеобразовательным программам общего образования;

3) Положение о компенсации затрат родителей (законных представителей) по воспитанию и обучению детей-инвалидов.

 

3. Главному управлению по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области (Кимайкин С.И.) опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.

 

4. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Челябинской области Косилова А.Н.

 

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2008 года.

 

Губернатор

Челябинской области

П.И.СУМИН

 

 

 

 

 

Утвержден

постановлением

Губернатора

Челябинской области

от 27 сентября 2007 г. N 309

 

Порядок

воспитания и обучения детей-инвалидов на дому

по общеобразовательным программам дошкольного образования

 

1. Настоящий Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому по общеобразовательным программам дошкольного образования (далее именуется - Порядок) определяет порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому по общеобразовательным программам дошкольного образования.

2. Воспитание и обучение детей-инвалидов на дому является одной из мер расширения доступности дошкольного образования, создает возможность для воспитания и обучения детей-инвалидов на дому с учетом их психофизиологических и индивидуальных возможностей, для проведения с такими детьми коррекционных занятий, социальной адаптации и интеграции в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья, для подготовки детей-инвалидов к обучению по общеобразовательным программам начального общего образования, для оказания своевременной консультативно-методической помощи их родителям (законным представителям) по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Для детей-инвалидов дошкольного возраста, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать образовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования (далее именуется - образовательное учреждение), органы управления образованием и образовательные учреждения с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают воспитание и обучение этих детей на дому.

4. Основанием для организации воспитания и обучения ребенка-инвалида на дому является заключение психолого-медико-педагогической комиссии и лечебно-профилактического учреждения.

5. Воспитание и обучение детей-инвалидов на дому осуществляет образовательное учреждение, как правило, ближайшее к месту их жительства.

6. Зачисление ребенка-инвалида в образовательное учреждение осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для приема граждан в образовательные учреждения.

7. Содержание образовательного процесса определяется на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, образовательной программы дошкольного образования, индивидуальных возможностей воспитанников (возраста, заболевания, структуры дефекта, особенностей психического развития ребенка).

8. Родители (законные представители) для организации обучения детей-инвалидов на дому организуют рабочее место ребенку-инвалиду и педагогу, в соответствии с расписанием занятий готовят ребенка-инвалида к занятию.

9. Занятия с детьми-инвалидами проводятся по индивидуальным образовательным программам. По рекомендациям психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения периодически (1 - 2 раза в месяц) могут быть организованы фронтальные занятия в образовательном учреждении со всеми воспитанниками учреждения.

10. Занятия проводятся в первой и второй половине дня в зависимости от режима работы образовательного учреждения, возраста детей, с учетом возможностей родителей (законных представителей).

11. Образовательное учреждение составляет индивидуальное расписание занятий для каждого ребенка и соответствующие графики работы педагогических работников.

12. С каждым воспитанником в течение недели проводится не более 10 занятий. В некоторых случаях допускается сокращение времени занятий (при тяжелой патологии, сложном дефекте отклонений у воспитанников).

13. К работе с воспитанниками наряду с воспитателями привлекаются в зависимости от структуры дефекта другие педагогические работники (музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог и другие специалисты), а также медицинские работники. Количество времени на коррекционно-развивающие занятия со специалистами устанавливается образовательной программой.

14. Дети-инвалиды, имеющие сложные (сочетанные) отклонения в развитии, с согласия родителей (законных представителей) в течение года направляются на психолого-медико-педагогическую комиссию для получения рекомендаций по определению образовательной программы коррекционно-педагогической работы с ними. В конце каждого года психолого-медико-педагогическая комиссия по результатам обследования детей дает рекомендации о дальнейшей программе обучения каждого ребенка.

15. Образовательное учреждение предоставляет родителям (законным представителям) детей-инвалидов, обучающихся на дому, на время обучения бесплатно методическую и детскую литературу, имеющуюся в образовательном учреждении, необходимую для воспитания и обучения ребенка-инвалида.

16. Родители (законные представители), имеющие детей-инвалидов, вправе осуществлять их обучение и воспитание на дому самостоятельно.

 

Первый заместитель

Губернатора

Челябинской области

А.Н.КОСИЛОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утвержден

постановлением

Губернатора

Челябинской области

от 27 сентября 2007 г. N 309

 

Порядок

воспитания и обучения детей-инвалидов на дому

по общеобразовательным программам общего образования

 

1. Настоящий Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому по общеобразовательным программам общего образования (далее именуется - Порядок) определяет порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому по общеобразовательным программам общего образования, в том числе по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

2. Воспитание и обучение детей-инвалидов на дому является одной из мер расширения доступности общего образования, создает возможность обучения детей-инвалидов по общеобразовательным программам начального общего образования, основного общего образования, с учетом их психофизических и индивидуальных возможностей, проведения индивидуальных коррекционных мероприятий, организации социальной адаптации и интеграции в общество, а также оказания своевременной консультативно-методической помощи родителям (законным представителям) по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее именуются - образовательные учреждения), органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают обучение этих детей на дому.

4. Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии либо медико-социальной экспертной комиссии.

5. Обучение на дому детей-инвалидов осуществляют образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, как правило, ближайшие к месту их жительства.

6. Зачисление ребенка-инвалида в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации для приема граждан в образовательные учреждения.

7. Образовательное учреждение детям-инвалидам, обучающимся на дому:

предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения;

организует обучение и воспитание по специальным образовательным программам, разработанным с учетом индивидуальных особенностей реабилитации инвалидов, применяя коррекционные методы, технические средства, а также иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами;

обеспечивает специалистами из числа педагогических работников (в том числе дефектологов, психологов), оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;

выдает лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документ государственного образца о соответствующем образовании.

8. Родители (законные представители) для организации обучения детей-инвалидов на дому организуют рабочее место ребенку-инвалиду и учителю, в соответствии с расписанием уроков готовят ребенка-инвалида к уроку.

9. Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида.

10. Для обучения на дому детей-инвалидов по реализации образовательных программ общеобразовательных учреждений, в том числе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов, образовательным учреждением составляется учебный план на основе областного базисного учебного плана с учетом индивидуальных особенностей и психофизических возможностей детей-инвалидов. Учебный план согласовывается с муниципальным органом управления образованием. Распределение количества часов учебного плана по предметам осуществляется образовательным учреждением по согласованию с родителями (законными представителями):

в I - IV классах - до 8 часов;

в IV - VII классах - до 10 часов;

в VIII - IX классах - до 11 часов;

в X - XI классах - до 12 часов в неделю.

Разрешается включать в учебный план дополнительные предметы.

11. Родители (законные представители), имеющие детей-инвалидов, вправе осуществлять их обучение и воспитание на дому самостоятельно.

 

Первый заместитель

Губернатора

Челябинской области

А.Н.КОСИЛОВ

 

 

 

 

 

Утвержден

постановлением

Губернатора

Челябинской области

от 27 сентября 2007 г. N 309

 

Положение

о компенсации затрат родителей (законных представителей)

по воспитанию и обучению детей-инвалидов

 

(в ред. Постановления Губернатора Челябинской области

от 21.05.2009 N 129)

 

1. Настоящее Положение разработано в целях реализации Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и определяет размер и порядок компенсации затрат родителей (законных представителей) по воспитанию и обучению детей-инвалидов (далее именуется - компенсация).

2. Родители (законные представители), имеющие детей-инвалидов, осуществляющие их обучение и воспитание самостоятельно, или дети-инвалиды которых обучаются в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, получают компенсацию затрат на обучение и воспитание детей-инвалидов.

3. Размер компенсации определяется в размере, рассчитанном по нормативам финансирования муниципальных образовательных учреждений в расчете на одного обучающегося соответствующей ступени общего образования, на одного воспитанника дошкольной группы кратковременного (при воспитании и обучении детей-инвалидов родителями (законными представителями) самостоятельно) и полного дня пребывания воспитанников (при воспитании и обучении детей-инвалидов в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях), с учетом корректирующих коэффициентов фонда оплаты труда за обучение детей-инвалидов на дому, а также за работу в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, и за работу в общеобразовательных учреждениях в закрытых административно-территориальных образованиях, применяемым в зависимости от местожительства ребенка-инвалида, установленным Законом Челябинской области "О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений".

4. Дополнительные расходы, связанные с осуществлением обучения и воспитания ребенка-инвалида на дому и в негосударственном образовательном учреждении, сверх установленного норматива финансирования производятся родителями (законными представителями).

5. Получателем компенсации является один из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида, осуществляющий его обучение и воспитание самостоятельно, или ребенок-инвалид которого обучается в негосударственном дошкольном образовательном учреждении, предоставивший документы, предусмотренные пунктом 6 настоящего Положения (далее именуется - получатель компенсации).

6. Для получения компенсации родитель (законный представитель) ребенка-инвалида представляет по месту проживания в орган местного самоуправления городского округа или муниципального района Челябинской области, уполномоченный на предоставление компенсации (далее именуется - уполномоченный орган):

1) письменное заявление с указанием одного из способов получения компенсации, предусмотренного пунктом 7 настоящего Положения, по форме, установленной уполномоченным органом;

2) копию документа, удостоверяющего личность;

3) копию свидетельства о рождении ребенка, на которого предоставляется компенсация;

4) документ, подтверждающий установление ребенку инвалидности;

5) справку органа управления образованием по месту проживания ребенка-инвалида о том, что ребенок не обучается в образовательном учреждении;

6) реквизиты банковского счета, открытого получателем компенсации в банковских учреждениях.

Опекун (попечитель) дополнительно к перечисленным документам представляет копию решения органа местного самоуправления об установлении опеки (попечительства) над ребенком.

Копии указанных в настоящем пункте документов заверяются специалистом уполномоченного органана основании представленных получателями компенсации оригиналов.

В случае изменения сведений, предусмотренных в настоящем пункте, получатель компенсации уведомляет об этом уполномоченный орган с предоставлением подтверждающих документов.

Компенсация выплачивается с месяца подачи заявления со всеми необходимыми документами.

(абзац введен Постановлением Губернатора Челябинской области от 21.05.2009 N 129)

7. Получатель компенсации имеет право выбрать один из следующих способов получения компенсации:

1) компенсация перечисляется уполномоченным органом на счета, открытые получателем компенсации в банковских учреждениях;

2) компенсация выплачивается получателю компенсации уполномоченным органом по месту жительства через отделения федеральной почтовой связи.

8. Уполномоченный орган до 25 числа месяца, следующего за отчетным, перечисляет средства, предусмотренные на выплату компенсации, на счет, открытый получателем компенсации в банковских учреждениях, или в отделение федеральной почтовой связи по месту жительства получателя компенсации.

9. Расходы на доставку, пересылку компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению банками компенсации на счета получателей компенсации в размере 1,5 процента от суммы компенсации без учета налога на добавленную стоимость осуществляются за счет средств областного бюджета.

 

Первый заместитель

Губернатора

Челябинской области

А.Н.КОСИЛОВ